Вход на сайт

Эл. почта:
Пароль:

Регистрация на сайте

Фамилия: Область:
Имя: Населенный пункт:
    Отчество: Номер телефона:
    Эл. почта: Компания:
      Пароль: Должность:
      Повторите пароль: Год начала работы:
      Фото:
      С правилами размещения объектов согласен

      Забыли пароль?

      Укажите эл. почту — мы вышлем Вам новый пароль для входа
      Эл. почта:

      Проблема на сайте

      Закрыть
      Ваш email:
      (необязательно)
      Расскажите нам, что случилось

      LZ_logo_2014.jpg

      _________________.jpg



      ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЗАКОНА О РИЭЛТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Саморегулирование и реформа ЖКХ.

      • Корчев Дмитрий

        Корчев Дмитрий Юрьевич

        28 ноября 2011 в 10:53

        Инициированная правительством реформа ЖКХ, пусть и несколько запоздала, по крайне необходима. И это понятно, ведь аббревиатура «ЖКХ» у рядового украинского гражданина сегодня вызывает больше раздражения, чем позитивных эмоций. ЖКХ — огромный сектор экономики со значительным оборотом денежных средств, но при этом нерентабельный и убыточный. Реформа предполагает допустить частный бизнес к оказанию этих услуг. Но где гарантии, что «частники» окажутся лучше коммунальных и государственных компаний? Как не допустить злоупотреблений?

        Суть реформы ЖКХ можно свести к двум задачам. Во-первых, это формирование класса собственников жилья, способных принимать решения по эксплуатации и содержанию общего имущества. Во-вторых, привлечение частного бизнеса в сферу ЖКХ. Цель реформы — превратить «депрессивную» отрасль в прибыльную и способную предложить потребителю широкий спектр качественных услуг.

        Одним из направлений реформы правительство считает переход к негосударственной форме обслуживания многоквартирных домов (МКД). Предполагается, что регламентировать порядок негосударственного обслуживания будет новый Жилищный кодекс Украины, проект которого сейчас находится на рассмотрении в парламенте. Также предполагается, что именно Кодекс закрепит нормативно-правовые основы, которые будут способствовать привлечению коммерсантов в отрасль в целом и к управлению МКД в частности. Например, в Кодексе определяется, что управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям жилья (нежилых помещений).

        Но ни условия, которые должен соблюсти субъект хозяйствования, чтобы получить право доступа на рынок, ни способы контроля за деятельностью участников рынка коммунальных услуг четко в проекте Кодекса не прописаны. Так, в документе практически отсутствует механизм регулирования деятельности управляющих и не указаны требования ни к форме, в которой должны создаваться субъекты хозяйствования — управляющие, ни к их материально-технической базе, квалификации и численности персонала.

        В Кодексе также не сформулированы признаки надлежащего содержания и ремонта и не приведен перечень минимального набора работ и услуг, которые позволят содержать дом в надлежащем состоянии.

        Отсутствие четких формулировок и понятных требований в нормативных документах создает предпосылки для злоупотреблений как со стороны субъектов контроля, так и со стороны участников рынка.

        К 2015 году власти Украины планируют полностью передать управление МКД жильцам, на которых ляжет бремя по обслуживанию своих домов путем привлечения частных компаний. И это большой шаг вперед в процессе демонополизации и обеспечения конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Теоретически этот шаг должен выработать чувство ответственности за предоставленные услуги и привести к повышению качества обслуживания.

        Однако приход частных компаний на рынок не означает, что все они будут образцами надежности и профессионализма.

        Соседняя Россия с января 2010 года полностью передала управление МКД жильцам. Сегодня в стране отмечаются случаи злоупотребления правом распоряжения деньгами жителей со стороны управляющих компаний и объединений собственников. Так, по оценкам российских экспертов, общий ущерб составляет около 65 млрд. руб. в год (!) Имеет место одновременное выставление квитанций за коммунальные услуги разными компаниями. Часты случаи направления жителям квитанций от компаний-«однодневок».

        Эти проблемы возникли потому, что возможность доступа к обслуживанию МКД имеет практически любое лицо, а надлежащего надзора за деятельностью субъектов хозяйствования нет.

        Не менее сложную проблему для познавших прелесть демонополизации рынка ЖКХ россиян сегодня представляет неопределенность ответственности управляющих компаний перед собственниками домов за итоги своей деятельности.

        Еще одна проблема — отсутствие критериев ответственности управляющих компаний и объединений собственников за исполнение регламентов безопасности домов. В результате технической безграмотности специалистов подобных компаний и объединений совладельцев энергоресурсы потребляются неэффективно, имеет место завышение стоимости работ и увеличивается аварийность домов, что может представлять угрозу для имущества и жизни людей.

        Такая же ситуация может возникнуть и в Украине при реализации реформы ЖКХ, если мы не учтем ошибок наших соседей. Есть мнение, что предполагаемая проблема «обманутых собственников» жилья, вызванная несовершенством проводимой реформы и минимизации очевидных рисков, неисполнением регламентов безопасности домов и иными злоупотреблениями правового и экономического характера, может по всем показателям, включая размеры причиненного ущерба, превысить размер потерь «обманутых дольщиков» при строительстве жилья и «обманутых вкладчиков» банковских и кредитных учреждений вместе взятых. Поэтому крайне важно на самом первом этапе реформы предусмотреть построение эффективной системы регулирования рынка ЖКХ.

        Помочь поиску адекватных мер по предотвращению злоупотреблений может программа экономических реформ Президента Украины. Программа предусматривает создание и функционирование саморегулируемых организаций во всех отраслях экономики Украины.

        Сбалансированная система саморегулируемых организаций1 уравновесит интересы управляющих компаний и ОСМД, обеспечит материально ответственное регулирование этой сферы деятельности со стороны профессионального сообщества представителей частных компаний.

        Европа и США уже давно знакомы с преимуществами саморегулирования. Практически любой вид бизнеса в странах с развитой экономикой контролируется на уровне саморегулирования. Отдельные страны постсоветского пространства здесь тоже не новички. Например, сейчас в России выстраивается система саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, там действует Закон «О саморегулируемых организациях». В последнее время в РФ саморегулирование внедряется во всех сферах экономики. И это не удивляет, ведь саморегулирование — это не чья-то прихоть, это обязательный элемент рыночной экономики.

        Саморегулирование предполагает установление строгих правил игры для всех участников рынка, включая санкции за нарушение этих правил и механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка. Это в определенной степени ограничивает свободу участников СРО. Но с другой стороны, правила игры устанавливаются, а конфликты разрешаются непосредственно участниками рынка, без прямого вмешательства государства, но под его присмотром.

        Коротко СРО можно охарактеризовать как объединение людей по профессиональному признаку или видам предпринимательской деятельности для установления требований к качеству своей работы и контроля за ее исполнением. К сожалению, «в наследство» от советских времен нам достался принцип, что большинство профессиональных правил и критериев устанавливает само государство. При том, что во всем мире представители профессий самостоятельно формируют свои стандарты в рамках, установленных законом и интересами потребителей, и обязательно с учетом требования к безопасности через технические регламенты.

        Исторически саморегулирование восходит к западноевропейским цехам, объединявшим под собой работников одной профессии. Обычаи каждого цеха требовали от его членов определенных профессиональных знаний и умений, а также соблюдения профессиональных и этических норм, обеспечивающих защиту прав потребителей и быстрое, качественное разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между бизнесом и их клиентами.

        Поэтому законодательное обеспечение перехода к эффективному сочетанию государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности не только в жилищно-коммунальной отрасли, но и во всех сферах экономики Украины, является назревшей объективной необходимостью.

        Нашей стране еще предстоит определить модель эффективного саморегулирования, выработать критерии, которым должен соответствовать участник рынка жилищно-коммунальных услуг и т. п., чтобы сделать рынки прозрачными и понятными для потребителей, очистить их от недобросовестных участников.

        Задача государства при проведении реформы ЖКХ — отрегулировать процесс взаимодействия всех участников рынка. Прежде всего это владельцы жилья и их объединения. Следующий субъект— это управляющие компании. Далее— это поставщики услуг. И не менее важные субъекты — это органы государственной власти и местного самоуправления. Понятно, что все эти субъекты должны будут взаимодействовать организованно, только тогда рынок ЖКХ будет развиваться. Так вот, государство должно установить баланс интересов потребителей и поставщиков коммунальных услуг, защитив, с одной стороны, жильцов от недобросовестных компаний и эти компании от недобросовестных жильцов, не желающих платить или выставляющих повышенные требования, которые никто из компаний не захочет выполнять. Необходимо также защитить интересы добросовестных компаний, выполняющих свои обязательства, от недобросовестных, демпингующих за счет снижения качества услуг, построив систему устранения их с рынка. Рынку ЖКХ необходимы стандарты оказания услуг, а также механизмы компенсации ущерба, причиненного деятельностью или бездействием частных компаний, обслуживающих ЖКХ.

        Я глубоко убежден, что именно на основе развития саморегулирования возможно обеспечить эффективное использование творческого и профессионального потенциала лиц, осуществляющих предпринимательскую или профессиональную деятельность. Это позволит в достаточно сжатые сроки выработать соответствующие правила и стандарты деятельности профессиональных сообществ, а в данном случае— в области жилищно-коммунальных услуг, а также создать более эффективные механизмы контроля за соблюдением таких правил и стандартов. Саморегулирование позволит создать эффективные механизмы выявления недобросовестных, неквалифицированных участников с целью удаления их с рынка, а также повысит прозрачность всех этапов хозяйствования.

        Развитие и совершенствование системы саморегулирования позволит более эффективно использовать механизмы государственного управления, освобождая органы государственной власти от необходимости осуществления функций всеобъемлющего контроля. Это будет способствовать снижению коррупционной нагрузки на бизнес и существенно уменьшит численность чиновников, что, соответственно, снизит и бюджетную нагрузку на их содержание.

        Тема развития саморегулирования становится все более актуальной в нашей стране. Так, только за последние 3 месяца в Главном управлении государственной службы Украины на различных мероприятиях обсуждались проблемы введения политики саморегулирования, прошло совместное заседание инициативной группы по развитию саморегулирования с руководством Госкомпредпринимательства, создана рабочая группа по формированию концепции основных направлений внедрения саморегулирования. В результате проделанной работы мы пришли к однозначному выводу, что проведение реформы регуляторной политики с внедрением принципов саморегулирования должно осуществляться по европейским правилам. И прежде чем принимать на законодательном уровне решение о внедрении политики саморегулирования в Украине, нужно разработать концепцию саморегулирования, обсудить ее с обществом, представителями бизнес-структур и государственного аппарата.

        Сфера ЖКХ затрагивает интересы каждого жителя страны. Эффективность работы отрасли зависит от качества правового регулирования и полноценного взаимодействия всех участников отношений. По моему глубокому убеждению, самоуправление жильцов и саморегулирование бизнеса должны быть развиты прежде всего в ЖКХ.

        Павел МИХАЙЛИДИ, президент Союза кризис-менеджеров Украины

        Журнал "Время ЖКХ", №1, октябрь 2010 года

        #
        Злыдень Сергей

        Злыдень Сергей Анатольевич

        28 ноября 2011 в 13:49

        Дмитрий, вы были делегированы на пресс-конференцию , но я ничего не прочитал о роли АСНУ в этом процессе.

        #
      • Корчев Дмитрий

        Корчев Дмитрий Юрьевич

        28 ноября 2011 в 16:55

        Управляющие компании будут работать эффективнее ЖЭКов

        Управляющие компании смогут заменить ЖЭКи и обеспечить более профессиональное и эффективное управление жилыми многоквартирными домами, считает президент Союза кризис-менеджеров и координатор инициативной группы по вопросам развития саморегулирования в Украине Павел Михайлиди.

        "Необходимо создать такие условия, чтобы система самоуправления жильцов стимулировала их к объединению и воспитывала культуру самосознания, что мы должны управлять своими домами", - сказал он на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" в четверг, представляя Всеукраинский социально-экономический проект "Управдом ХХI".

        По словам Михайлиди, представлять интересы объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) сможет управдом, избранный ОСМД и имеющий специальное образование, и добавил, что демонополизация отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в ходе реформирования и модернизации поспособствует интересу к отрасли со стороны частных инвесторов.

        И.о. президента Союза малых и средних приватизированных предприятий Вячеслав Быковец подтвердил заинтересованность к программе со стороны частных компаний.

        "Бизнес, я подчеркиваю, заинтересован в том, чтобы принимать участие на всех этапах реализации этого проекта (управление частными компаниями многоквартирными домами - ИФ)", - сказал он.

        Однако Быковец отметил, что бизнес не сможет выступить меценатом, в частности, при необходимости капитального ремонта жилого дома перед принятием объектов в управление.

        По мнению Михайлиди, капитальный ремонт передаваемых в ОСМД жилых домов исключительно за государственные средства также вряд ли возможен.

        Кроме того, руководитель комитета Ассоциации специалистов недвижимости Дмитрий Корчев обратил внимание на проблему землеотвода для многоквартирных домов, жильцы которых уже создали ОСМД.

        "На сегодня не более 10 ОСМД имеют землеотвод, хотя в Киеве около 500 таких домов", - сказал он, выразив надежду, что с переходом на рыночные отношения в управлении жилыми домами, власти начнут выдать ОСМД акты на землю.

        Первый этап Всеукраинского социально-экономического проекта "Управдом ХХI", в частности, предполагает реализацию таких программ, как "Школа управляющих ЖКХ", "Энергоэффективный город", "Профессиональное управление недвижимостью", и "Юридическая клиника".
        По материалам Интерфакс-Украина

        #
      • Doroguntsev Vyacheslav

        Doroguntsev Vyacheslav

        23 февраля 2012 в 1:28

        где ж набрать этих управленцев то?
        но глядишь и у нас жильцы будут какашки своих собак в кулечек собирать.

        #